
100 лет системе дополнительного образования детей в России
2018 год — год 100-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России.
Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка.
Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей.
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.
Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А.С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В.Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (т.е. на отдельных предметах, кружках, секциях и т.д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи.
В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.
Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей. Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.
Творческие объединения
дополнительного образования
МБОУ «СОШ № 150 г. Челябинска»
№ |
Название объединений |
классы |
Место проведения |
Руководитель |
1 |
Юные краеведы |
5 – 11 классы |
музей |
Кузьмина Надежда Петровна
педагог Высшей квалификационной категории
|
2
|
Школьный Пресс - Центр
|
8 -11 классы |
библиотека
|
Кузьмина Надежда Петровна
педагог Высшей квалификационной категории |
3 |
«Лыжные гонки» |
3 – 7 классы |
Спортплощадка
|
Воробьева Римма Фрегатовна
педагог Высшей квалификационной категории
|
4 |
ОФП |
4 классы |
Малый спортзал |
Жулавшин Кирилл Валерьевич |
5 |
Гольф |
3 – 4 классы |
Малый спортзал |
Паламарчук Дмитрий Юрьевич |
6 |
«Островок безопасности» |
3 – 4 классы |
Каб.№ 106, актовый зал |
Аниськина Галина Евгеньевна, педагог первой квалификационной категории |
7 |
«Профориентация личности» |
10-11 классы |
Каб. технологии |
Пушкарский Иван Сергеевич |
8 |
Кружок
«Pascal с нуля» |
7 – 8 классы |
Каб. № 209 |
Шилов Виталий Александрович |
9 |
Кружок
«Лего-конструирование»
|
5 классы |
10 |
Кружок
«Умный дом на базе микроконтроллера Arduino» |
7 классы |