Советы родителям

Большинство учебных учреждений не навязывают родителям именно школьную форму для учеников. Как правило, администрация школы ограничивается общепринятыми правилами делового стиля в одежде.

Если родители правильно преподносят школьную форму, то ученики начальных классов, как правило, с большой охотой переодеваются в нее, - говорит семейный практикующий психолог Татьяна Якумова. - Это становится предметом гордости, а для родителей школьная форма не только приносит определенные удобства, но и дает возможность приучить ребенка к строгому деловому стилю. В подростковом периоде это сделать гораздо сложнее, так что я рекомендую мамам и папам будущих первоклашек внимательно отнестись к этой возможности. Именно в этом возрасте можно и нужно прививать ребенку такие понятия, как аккуратность, элегантность и стиль.
Но никакие убеждения не заставят ребенка носить форму, если в ней ему будет некомфортно. Ведь ученику придется ежедневно носить ее несколько часов, а иногда и целый день. Представьте, если что-то при этом будет ему колоть, жать или постоянно слетать. Ну и, конечно, форма должна быть красивой, стильной, быть может, чуточку оригинальной, тогда ребенок ни за что не променяет ее на старые детсадовские джинсы.

Красота и качество
Цвет школьной формы тоже играет немаловажную роль.
«Школьная форма не должна акцентировать на себе внимание, раздражать взгляд, - говорит психолог, - поэтому выбирать лучше спокойные тихие тона без ярких цветовых решений. Для школьной формы негласно выбираются черный, белый, серый, синий, темно-зеленый, фиолетовый, коричневый, иногда бордовый цвета. При грамотном подходе выбор цветовой гаммы позволяет подобрать не один, а сразу несколько сочетаемых между собой комплектов. Например, хорош серый цвет всех оттенков. Серый жилет идеально сочетается с блузами практически всех пастельных тонов, от белого и бежевого до нежно-голубого, розового, зеленого. Если основной элемент формы выполнен в однотонном варианте, то его можно попробовать сочетать с клеткой или полоской. И наоборот, если ваша школьная жилетка в полоску, то рубашки к ней лучше надевать только однотонные, чтобы ребенок не пестрил.
Особое внимание стоит уделить и ткани, из которой пошиты вещи. Хорошо если она будет натуральная, например, хлопок, лен, шерсть или кашемир. В такой форме ребенок будет меньше потеть, правда, мяться она будет чаще. Если практичность для вас важнее, то стоит подбирать ткани с добавлением синтетики, но химических волокон в ней не должно быть более 50%, иначе ребенок просто не сможет носить ее каждый день, а у чувствительных деток может развиться аллергия. Но даже при соблюдении этой пропорции подкладка на изделии должна быть только из натуральной ткани.

На все случаи жизни
Покупать школьную форму лучше летом и всю сразу. Во-первых, в разгар учебного года выбор в магазинах скуден, а во-вторых, у вас в гардеробе сразу будут варианты на все случаи жизни — для неожиданного потепления, похолодания или дождя. В сентябре и мае ученики будут чувствовать себя более комфортно в блузках и рубашках с коротким рукавом, девочки — в коротких юбках или сарафанчиках, мальчики — в брючках из легкого материала, а вот пиджаки и вязаные жилетки не понадобятся.

А вот с наступлением холодов гардероб придется поменять кардинально. Понадобятся сорочки и блузы с длинным рукавом, утепленные штаны как для девочек, так и для мальчиков, теплые вязаные джемпера, полушерстяные жилеты и пиджаки.
Большое количество вещей сократит их износ, ведь в начальной школе ученики любят не только побегать на переменках, но и поваляться в снегу после уроков или поползать с машинками и куклами на коленках во время продленки.
Сразу же можно прикупить и неограниченное количество белых и темных носочков и гольфиков, а также всевозможные бабочки, галстуки, подтяжки для мальчиков и красивые шейные платки для девочек.

СПРАВКА
Что покупать в гардероб первоклашки
Девочке понадобится: юбка, жакет, сарафан, брюки и жилет, две однотонные блузки с коротким рукавом, две с длинным, две водолазки, один теплый свитер, гольфики, красивые колготки.
Мальчику потребуется: две пары легких летних брюк, летний жилет, две-три рубашки с коротким рукавом, две-три пары зимних брюк, теплый жилет или свитер, две-три пары рубашек с длинным рукавом, пиджак и галстук.

 

Большинство школ сегодня склоняется к "мягкому варианту" формы: ученикам рекомендуется соблюдать деловой стиль одежды, но допускается, что фасон и цвет могут быть разными. В некоторых случаях на родительских собраниях оговаривается "фирменный" цвет именно этой школы, но что конкретно будет надето на ребенка (юбка или брюки, пиджак или жилет), каждый решает сам. На уроки не следует приходить в декольте, микроскопических маечках или спортивной форме.

 

 

Стилисты советуют

Многим имиджмейкерам, которые занимаются разработкой школьных стилей, приходится сталкиваться с мнением о том, что школьная форма – это неудобно и неуютно. Конечно, это не джинсы и не спортивные штаны, уверяют стилисты, но неудобство возникает только поначалу, а когда привыкаешь, приходит чувство стиля, ведь деловые костюмы во взрослой жизни придется носить постоянно. Кроме того, чтобы устранить ощущение неудобства, дизайнеры школьной формы разработали очень красивую и удобную школьную одежду: плиссированные юбки в клетку, пиджаки, жилетки, сарафаны, блузки с кружевными манжетами, модными воротничками, трикотажными безрукавками, жилетами на пуговицах и молниях.

— Сейчас возвращаются те времена, когда школьная форма была предметом гордости, – считает имиджмейкер медико-психологического центра «Индивидуальность» Марина Малитикова. – Как специалист и мама двух детей я считаю, что школьная форма дисциплинирует ребенка, развивает бережное отношение к одежде. Благодаря форме ребенок различает, где работа, а где отдых. Но для каждого возраста она должна быть своя. Младшие дети не отличаются усидчивостью: вертятся, крутятся, бегают, прыгают, им комфортно в свободной форме. Ученикам средней школы важно предоставить более-менее широкий выбор одежды, позволить проявить свою индивидуальность. Старшеклассники – уже совсем взрослые люди и должны выглядеть солиднее.

К всеобщей уравниловке в государственном масштабе мы возвращаться не должны, но ввести форму как элемент рабочей одежды для каждой школы, на мой взгляд, необходимо. Если школа выбирает просто стиль, или, как сейчас говорят, дресс-код, то я бы порекомендовала добавить к одежде эмблему, чтобы подчеркнуть принадлежность ребенка к школе. Это – и безопасность, и психологическая защита, и элемент гордости.

Плюсы школьного дресс-кода

У школьной формы есть противники и сторонники. Современные школьники-подростки в большинстве своем выступают резко против. Родители и учителя же, наоборот, ратуют за введение этого элемента, уповая на то, что школьная форма:

  • дисциплинирует учеников (деловой стиль обязывает учеников к строгости и собранности)
  • сглаживает социальные различия между учениками,
  • помогает держать дистанцию между учениками и учителем.
  • позволяет отследить в школе "чужаков"
  • не позволяет подросткам одеваться вызывающе.

Последний пункт стал для российских школ особенно важен, ведь наступившая вслед за отменой формы советского образца "эра вседозволенности" оставила для одежды школьника только один критерий: чистоту. И дети стали появляться в школе в нарядах, совершенно не соответствующих. Особенно это касается старшеклассников. Зачастую девочки носят подчеркнуто вызывающую одежду, которая ни коим образом не гармонирует со стенами учебного заведения.